воскресенье, 7 июня 2015 г.

Немножко о религии.

Как-то несколько лет назад, в одну из алкогольных пятниц Марк Школьников, видимо, желая сделать мне приятное, произнес следующую фразу: "Бошкин занимается лидерством без амбиций. Ну прямо Далай Лама". Приятно мне стало, хотя про Далай Ламу я знал, пожалуй, только то, что он главный буддист, непротивленец, носит очки, всем кланяется и улыбается, да еще его почему-то не любят китайские коммунисты. Однако, будучи лидером единственной известной мне организованной религии, которая не облита с головы до ног кровью "врагов" и не уличена в том, что под покровом святых словес занимается богомерзостями, в качестве ролевой модели он показался мне симпатичным. Поблагодарив Марека, я мысленно сделал заметку о том, что надо ознакомиться с персонажем поближе, и вернулся к пьянству.

Прошло некоторое время, и мысль материализовалась. Материализовалась она, впрочем, в нечто не вполне материальное, а именно виртуальную книжку , купленную на Амазоне и закачанную на Киндль.

Вот основные идеи, вычитанные в книге Далай Ламы "Моими собствеными словами: Ведение в мое учение и философию".

Цель жизни - быть счастливым.

К окружающим следует относиться с любовью и состраданием. Злоба - чувство однозначно вредное, покольку затуманивает рассудок. В некоторых случаях злоба может придать энергию, но энергия эта обычно слепа и ненадежна. Антидоты злобе - рассудок и терпение.

Если вдруг кто-то из окружающих причиняет нам ущерб и пытается воспользоваться нашим "непротивленчеством", необходимо противопоставить им твердость, не отягощенную злобой. Мстить совершенно ни к чему. Они сами наносят себе вред, отдавая себя во власть разрушительным эмоциям. Карма, как говорится, сама с негодяями разберется. Впрочем, как я понимаю, хорошо натренированный буддист может защититься от нападения так, что карме мало что останется добавить. Главное - делать это без злобы.

Наши настоящие враги - злоба и ненависть, основная задача человека - научиться их контролировать и подавлять. "Враги" персонифицированные же - вовсе даже не враги, а просто спарринг-партнеры, помогающие нам практиковать наиважнейшее умение: справляться со злобой и ненавистью, сохраняя спокойное сознание. Ну и, для особенно целеустремленных и натренированных, ломать вражьи кости, но только если это абсолютно необходимо.
Люди, с которыми в какой-то момент случается враждовать, нередко впоследствии могут стать нашими друзьями. Злоба и ненависть - никогда.

Как и полагается настоящей религии, в буддизме в какой-то момент произошел раскол. Необычно то, что четыре отделившиеся фракции не стали объявлять всех остальных еретиками и стараться их изничтожить, а спокойно сосуществуют себе до сих пор.

Кроме идеологических, есть и географические расхождения. Например, буддистские монахи Таиланда и Вьетнама до сих пор придерживаются старого, еще Буддиных времен, правила, что монах должен добывать на пропитание попрошайничеством. В остальных регионах от этого давно отказались. Однако когда Далай Лама посещает эти староверческие страны, из уважения к местным понятиям он ходит на добычу вместе с аборигенами. И даже отметил, что это "нелегко". Что именно нелегко, вываляться в пыли и, протянув руку, бормотать на ломаном тайском "Же не манж па сис жур"? Нет, об этом он даже не заикается; трудно "ходить целый день босиком".

Наконец, мысль, которая в ламином тексте мне понравилась больше всего (пересказ и перевод вольный): "Любить надо всех. Исключение - китайские коммунисты, их я не люблю." Вот так, и никакого догматизма. Почти по-ленински.

В общем, религия симпатичная и книга интересная, всем рекомендую. Однако, между прочтением и вступлением в широкие ряды буддистов, посмотрите также вот это видео. Тут горячо любимые мной лас-вегасские фокусники Пенн и Теллер открывают народные глаза на существующее в кругах неверующих интеллектуалов мнение, что вся эта религиозная пропаганда последних десятилетий имеет под собой банальную подоплеку: выгнанная с теплого места китайцами каста буддистских жрецов пытается развести мировое сообщество на то, чтобы оно вернуло их к сытому и беззаботному существованию на хребте у трудового тибетского народа.

Итог: далай-книга мне понравилась, но заносить деньги в буддистский храм я пока погожу. Зато вот сегодня в новостях увидел еще более завлекательную религию - в Индиане зарегистрирована Первая церковь Каннабиса ! Как-нибудь исследую и напишу, ждите.


6 комментариев:

  1. Толик, ты там поосторожнее с исследованиями:)

    ОтветитьУдалить
  2. Думаешь, громом поразит, если снеосторожничаю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мало ли чего может быть. При лабораторных исследованиях требуется соблюдать технику безопасности. Береги себя, Камрад.

      Удалить
    2. Мысль понял. Буду заземляться доступными способами.

      Удалить
  3. Sorry if this is a double comment... Very interesting findings! Sounds like a good attitude towards life, in general. Just so you know, they are spilling a little bit of blood over here: http://en.wikipedia.org/wiki/2013_Burma_anti-Muslim_riots

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про Бирму - очень интересно, спасибо! Особенно про "банды буддистских мотоциклистов с мечами (!), заставивших толпу в полторы тысячи мусульман спрятаться в буддистском (!!) монастыре".

      Удалить